среда, 10 августа 2022 г.

Индейское племя Шайены

 Из всех типичных племен равнин , шайены больше всех отличались воинственными качествами. Немногочисленные, они одолели или сдержали, большинство противостоявших им народов, и когда началось движение европейской цивилизации на запад, они принесли больше неприятностей, чем все остальные вместе взятые. Короче говоря, они были выдающимися воинами среди народов, чьим ремеслом была война.

Как и в других племенах прерий, воины шайенов были организованы в общества или ордена. Эти общества были братскими, военными и полурелигиозными организациями с особыми привилегиями, обязанностями и одеждой, обычно восходящими к какому-нибудь мифическому культурному герою или знахарю. Каждое общество имело свои собственные песни и тайные ритуалы и требовало определенных обрядов и правил от своих членов. Ни одна из этих организаций не сыграла такой роли в истории равнин, как “Солдаты-собаки” шайенов. Цель этой краткой статьи - изложить происхождение, обычаи и историю этого общества воинов.
Лучшая версия истории его происхождения записана Дорси и выглядит следующим образом: "“Общество Человека-собаки (Солдат-собак) было создано после организации других обществ молодым человеком без влияния, но избранным великим Пророком. Однажды утром молодой человек прошел через весь лагерь и вышел в центр лагерного круга, объявив, что собирается создать общество. Никто не горел желанием присоединиться к нему, поэтому он весь день был один. Другие знахари не испытывали затруднений в создании своих обществ, но этот молодой человек, когда пришла его очередь организовываться, был осмеян, потому что он не был знахарем и не имел никакого влияния, чтобы побудить других следовать его руководству.
Вечером ему было грустно, и он сидел посреди всего лагеря. Он молился Великому Пророку и Великому Знахарю, чтобы они помогли ему. На закате он начал петь священную песню. Пока он пел, люди заметили, что время от времени большие и маленькие собаки по всему лагерю скулили, выли и были беспокойны. Люди в своих палатках заснули. Человек пел от заката до полуночи, а потом начал причитать. Все люди спали в своих хижинах и не слышали его. Он снова запел, потом вышел к выходу из лагеря, напевая на ходу. При открытии лагерного круга он перестал петь и вышел. Все собаки во всем лагере последовали за ним, как самцы, так и самки, некоторые несли в зубах своих щенков.
Он пропел четыре раза, прежде чем на рассвете добрался до места назначения. Когда взошло солнце, он и все собаки подошли к бывшему руслу реки, частично заросшему лесом и ровному. Мужчина сел под деревом, склонившимся к северу. Собаки тотчас же побежали от него и расположились вокруг него в виде полукруга, похожего на очертания оставленного ими лагерного круга, затем они улеглись отдохнуть. Когда собаки легли, какой-то таинственной силой над человеком в центре круга возникло типи. Оно включало в себя наклонившееся дерево, под которым сидел человек. Было еще три саженца, подстриженные у основания, с ветвями, оставленными наверху. Типи было сделано из шкур бизона.Как только появилось типи, все собаки бросились к нему. Войдя в него, они превратились в людей, одетых как члены Общества собак. Люди-собаки начали петь, а человек слушал очень внимательно и выучил у них несколько песен, их церемонию и их танцевальные формы. В течение трех долгих дней, лагерь и центральная палатка выглядели как настоящий лагерь. Люди-собаки благословили этого человека и пообещали, что он будет успешен во всех своих начинаниях и что его народ, и его общество станут величайшими из всех, если он выполнит их указания.”
Позже шайены обнаружили этот лагерь. Но “как только они увидели чудесный лагерь, cобачье типи мгновенно исчезло, и Люди-cобаки превратились в собак. Знахари и воины к этому времени очень сожалели, что отказались присоединиться к обществу этого человека, и на следующий день, по указанию Великого Пророка, он снова попросил воинов присоединиться к его обществу, и многие сотни людей присоединились к нему. Он велел обществу подражать Человеку-cобаке в одежде и петь так, как пели Люди-собаки. Вот почему другие воинские общества называют этих воинов "Людьми-собаками". "
Вот вам и сказочное происхождение организации.
Одежда воина общества состояла из шляпы, покрытой перьями хищных птиц, свистка, подвешенного на шнурке вокруг шеи, и сделанного из кости крыла орла, леггинсов, набедренной повязки и мокасин. Пояс был сделан из четырех шкур скунса. Солдаты-собаки несили луки и стрелы, а их песни сопровождала погремушка в форме змеи.
У них был один вождь и семь помощников, из которых четверо были военачальниками, избранными за их необычайную храбрость. Эти четверо носили, в дополнение к обычной форме, длинный пояс, который проходил через правое плечо и свисал до земли под левой рукой, украшенный иглами дикобраза и орлиными перьями. Из этих четырех мужчин двое самых храбрых были в леггинсах, отороченных человеческими волосами.
У организации есть тайный ритуал, который занимает четыре дня, и имеет серию из четырехсот песен, используемых в его церемониях и танцах.
Часто общество вызывали для выполнения полицейских обязанностей в большом лагере, и оно пользовалось определенными привилегиями в племени, такими как право убить любую жирную собаку, когда был заказан пир.
Силы воинского общества в исполнении полицейских обязанностей были велики, и их наказания суровы по отношению к тем, кто нарушал лагерные правила. Нередко они хлестали преступников кнутами, били дубинками или убивали их пони. За мелкие проступки они могли порезать на мужчине одежду, сломать шесты вигвама или разрезать покрывало типи.
Они отвечали за племенную охоту на бизонов и следили за тем, чтобы правила, регулирующие охоту, соблюдались и чтобы все люди имели равные шансы убить мясо. Они препятствовали любой индивидуальной охоте до тех пор, пока потребности лагеря не были удовлетворены.
Примерно с 1830-го года общество состояло примерно из половины мужчин племени и было самым организованным, важным и агрессивным из всех воинских обществ шайенов. В самом деле, название племени "шайенн" было кем-то выведено из французского chien, в прямом намеке на организацию, через это происхождение, теперь дискредитируется лучшими авторитетами.
Хотя о шайенских битвах написано много, вероятно, наиболее достоверными являются рассказы Гриннелла, и все, кто обсуждает подвиги Солдат-собак, должны быть обязаны ему (G. B. Grinnel, The Fighting Cheyennes.). Не следует предполагать, что данный краткий отчет пытается охватить подвиги членов этой организации. Я хотел бы только перечислить основные сражения, в которых Солдаты-собаки фигурировали как организация.
К 1840 году Солдаты-собаки были настолько важными и влиятельными, что вожди шайенов предоставили им решать, следует ли заключать мир с кайова, команчами и апачами, после очень неудачной битвы с этими племенами в 1838 году. Мир, заключенный тогда Солдатами-собаками, никогда не был нарушен. Катастрофическая борьба с пауни в 1852 году была большим несчастьем для шайенов, и в следующем году те, кто потерял родственников, принесли подарки Собакам-солдатам, призывая их отомстить за погибших. Соответственно, Солдаты-собаки повели кампанию против пауни, но, обнаружили их в союзе с потаватоми, оснащенными огнестрельным оружием, и были вынуждены отступить.
Солдаты-собаки были крайне консервативны и склонны следовать советам своего героя племенной культуры, который предупреждал людей, что общение с белыми людьми будет им невыгодно. Поэтому в 1860 году они отказались подписать договор, представленный комиссаром по делам индейцев в форте Бента на реке Верхний Арканзас, заявив, что никогда не поселятся в резервации. Члены организации активно участвовали в рейдах вдоль реки Платт после позорной резни в Сэнд-Крик, учиненной колорадскими добровольцами против дружественных и беззащитных индейцев.
В 1865 году Солдаты-собаки были заметной силой в объединении южных шайенов и северных шайенов с сиу огалла, целью которых было нападение на эмигрантскую дорогу возле моста Платт. Там был воздвигнут частокол, известный, как лагерь Додж. Подсчитано, что этот военный отряд насчитывал три тысячи человек. Солдаты-собаки взяли на себя полицейские обязанности во время этой экспедиции и преуспели в том, чтобы помешать войскам обнаружить присутствие индейцев, пока не выманили их из форта.
Успех индейской стратегии в этом случае был приписан их самому известному вождю, Римскому Носу. В 1865 году была предпринята еще одна попытка провести совет и заключить договор с шайеннами, арапахо, кайова, команчами и апачами. Комиссия встретилась с племенами на Арканзасе, и были выделены несколько резерваций в регионе на юге. Этот договор был принят большинством шайенов, как обязательный, но Солдаты-собаки не хотели иметь с ним ничего общего, хотя были предприняты две попытки заставить их покинуть земли, которые они никогда не уступали правительству.
В это время Солдаты-собаки были дружелюбны, но бестактность генерала Хэнкока вскоре привела их к враждебности. Он, по-видимому, ничего не знал об индейцах и настаивал на том, чтобы иметь дело только с Римским Носом, который, хотя и был очень выдающимся воином, вовсе не был вождем. Когда генерал Хэнкок напал на шайенов, им удалось уйти со своей обычной легкостью, оставив свою деревню на сожжение, и немногими убитыми индейцами были шестеро дружественных, которые пришли в лагерь Солдат-собак с визитом. За четыре месяца активной кампании генералу Хэнкоку с отрядом в тысячу четыреста человек, состоявшим из кавалерии, артиллерии и пехоты, удалось убить только двух враждебных индейцев.
После провала летней кампании генерала Кастера на реках Репабликэн и Смоки-Хилл, шайены всё же присоединились к договору Медисин-Лодж. Однако новые форты: Рино, Фил Керни и Смит были построены вдоль дороги через страну Паудер-Ривер в Монтану, пересекая последние оставшиеся охотничьи угодья племени, договор ни к чему не привел, поскольку индейцы не могли спокойно сидеть, глядя, как уничтожаются бизоны - их средство существования.
Битва на острове Бичер в 1868 году была широко отмечена из-за ее впечатляющих особенностей и выдающихся лидеров с обеих сторон. Здесь Cолдаты-собаки составляли основную часть индейских боевых сил. Римский Нос - самый знаменитый из cеверных шайенов и выдающийся Воин-Пес, возглавил атаку и был убит одним из cкаутов, спрятавшихся в траве. История его смерти, рассказанная мне покойным Джорджем Бентом из Колонии, штат Оклахома, имеет интересные трагические детали. Кажется, что защита Римского Носа зависела от его военной шляпы, и что защитная сила этого головного убора существовала при соблюдении им определенных табу.
Одним из них было то, что он никогда не должен есть пищу, к которой прикасалась железная вилка. Незадолго до битвы Римский Нос ел пищу, подаваемую на пиру, и впоследствии узнал, что еда была приготовлена именно с помощью такой вилки. Он не хотел вступать в бой, полагая, что его убьют, потому что защитная сила его боевого шлема была уничтожена. Однако, увидев, что его воины терпят неудачу перед ружьями белых разведчиков, он вскочил на коня и возглавил атаку, в которой пал. Из шести шайенов, убитых в этой битве, пятеро были Солдатами-собаками.
После их поражения от охотников на бизонов у Глинобитных стен ( Adobe Walls battle) в 1874 году, и захвата деревни южных шайенов полковником Маккензи в 1875 году Белая Лошадь с Солдатами-собаками пришёл и сдался в Дарлингтоне, штат Оклахома.
Несомненно, члены общества Солдат-собак присутствовали в битве с Кастером и, возможно, при взятии деревни Тупого Ножа, но с этой капитуляцией в Дарлингтоне военная жизнь организации, можно сказать, подошла к концу.
Однако снова начались неприятности, когда правительство перевело северных шайенов на территорию тогдашних индейцев, чтобы поместить все племя в одну резервацию. Климат Оклахомы не соответствовал привычным условиям шайенов из Монтаны. Они умирали в большом количестве. Медикаментов и пайков не хватало, и в течение года после их прибытия северные шайены были настолько недовольны, что некоторые из них решили пробиться обратно на север. История этого чудесного прорыва хорошо известна и достойна места рядом с историей Ксенофонта или столь же великого отступления вождя Джозефа.
Спутанные Волосы, главный вождь Солдат-собак, был одним из тех, кто бежал на север, но настоящим лидером экспедиции был Маленький Волк. Индейцы успешно достигли своей цели и оставались там около года, прежде чем генерал Майлз убедил их сдаться.
Спутанные Волосы и несколько Солдат-собак отделились от основной группы и последовали за Тупым Ножом. Эти индейцы были заключены в тюрьму в форте Робинсон и после того, как они отказались вернуться на юг, офицер стал морить их голодом в течение восьми дней. В конце концов, они вырвались из своей тюрьмы и попытались бежать по залитому лунным светом снегу. В этой схватке погибло более трети индейцев - мужчин, женщин и детей, в том числе был и Спутанные Волосы, вождь Солдат-собак. Перед побегом ему сказали, что он и его семья могут покинуть тюрьму, но он, как и другие Солдаты-собаки, отказался рассматривать такой шаг. Он был убит, пытаясь задержать солдат, в то время, как женщины и дети бежали.
Это краткое изложение подвигов шайенских Солдат-собак, возможно, даст некоторое представление о той важной роли, которую сыграла эта организация во многих победах и упорных сражениях самых воинственных племен равнин. Только гораздо более подробное повествование может дать какое—либо правильное представление о великолепном мужестве, часто перед лицом подавляющего превосходства, проявленном членами этой организации, в битвах против войск Соединенных Штатов, мексиканцев или других индейских племен. Но это краткое перечисление основных сражений Солдат-собак может помочь объяснить, как получилось, что правительство Соединенных Штатов в своих кампаниях против шайенов, потратило миллион долларов и потеряло двадцать четыре жизни на каждого убитого шайена.