полнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».
Как выглядят артефакты
«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты:
— Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.
— Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».
Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым — одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.
Кроме изделий в «зверином стиле», скифское золото представлено также предметами, изготовленными для знатных скифов греческими мастерами. Таковы, например, знаменитые пектораль из кургана Толстая Могила, накладка для горита (футляра для лука и стрел) из кургана Чертомлык или чаша из Гаймановой Могилы.
Когда и где жили скифы
Собственно, скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III вв. до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма. Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.
Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз — военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю — во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI в. до н. э.
В III в. до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III в. н. э. Скифское царство было уничтожено готами. Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.
Поделки из золота как часть погребальной культуры
Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях — курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.
О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией. Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию — ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.
В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.
Как и где находили золото
Скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.
По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами, гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 м.
Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотоносных жил в Скифии не имелось. Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью.
Известно, что разграбление богатых погребений началось еще в древности — охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX вв. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.
Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники — деревянные изделия, кости — безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.
Научная археология
Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 г. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе — большое количество золотых изделий.
В 1862 г. археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.
Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.
Курган Солоха
Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 м, в высоту — 18.
Серьезные исследования Солохи начались в 1912 г. и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 г.
В конце XIX в. обширные раскопки велись в Крыму — например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.
Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган — Толстая Могила в Днепропетровской области.
Толстая Могила
Летом 1971 г., на раскопках Толстой Могилы близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.
При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV в. до н. э., весящая более килограмма. В диаметре это украшение достигало 30,6 см и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 кг уникальных золотых изделий.
Мифы и тайны вокруг древних кладов
Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.
Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства. Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники — занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле — не исключение. Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.
Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах. О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность — ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.
Впрочем, у степных курганов действительно есть свои тайны. Количество курганов, по словам археологов, исчисляется многими тысячами. Но очень уж хорошо многие из них умеют «прятаться» на местности, так что даже специалисту, вооруженному современными методами, такими как аэрофотосъемка или георадар, трудно бывает обнаружить погребение. Сельскохозяйственная деятельность уменьшает высоту малых курганов, и они практически сливаются с поверхностью земли.
Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган — если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, — и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.
Коллекции в разных музеях
Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история — это скифские коллекции музеев Крыма.
Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).
На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.
Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.
Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.
Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции
В 2013 г. на экспозицию в Европу отправились коллекции античных и раннесредневековых экспонатов из пяти музеев — одного киевского и четырех крымских. В феврале 2014 г. экспозиция была открыта в Нидерландах, в амстердамском музее Алларда Пирсона, под названием «Крым. Золото и тайны Черного моря».
Следует отметить, что скифского золота как такового в коллекции крымских музеев почти нет. Вообще, изделия из золота — далеко не самые ценные предметы этой выставки. Например, из Керчи была отправлена знаменитая «Змееногая богиня» — скульптурное изображение из известняка, символ керченского музея. Эпиграфические экспонаты также представляют для исторической науки огромную ценность.
Основу коллекции Скифского золота, которая удерживается в Нидерландах с 2014 г., составляют золотые украшения из Усть-Альминского некрополя. Крымские археологи спасли их от «черных копателей» в середине 1990-х гг. Об этом «Российской газете» рассказал участник раскопок, директор музея-заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Зайцев.
— Золотые комплексы мы обнаружили в 1996 г., они стали для нас совершенной неожиданностью, — говорит Зайцев. — Выехали летом в экспедицию, отрабатывали участок, и обнаружили богатые погребения с золотыми венками, серьгами, браслетами, пряжками. В тот год мы нашли два неразграбленных склепа и один, подвергшийся разграблению еще в древности. Всего было найдено несколько сотен предметов из драгоценных металлов.
Усть-Альминский некрополь, относящийся к периоду I в. до н. э. — III в. н. э., был открыт на месте скифского городища в Бахчисарайском районе Крыма в 1964 г. С 1968 там ежегодно проходили раскопки. Но 1990-е гг. внесли свою коррективу в историю исследования этого памятника. Начались варварские грабежи древних могильников. Ученым приходилось действовать наперегонки с «черными копателями». Грабители были неплохо подготовлены: читали научные труды, исследования, имели дорогое оборудование. То и дело поступали сигналы о том, что грабят очередной могильник.
Золотые украшения из Усть-Альминского некрополя были переданы Бахчисарайскому музею-заповеднику и стали гордостью его коллекции.
— Эти предметы сейчас оказались заложниками политической ситуации в Голландии. Это все горько и неприятно наблюдать, — отмечает Ю. Зайцев. — То, что мы вытаскивали из земли, никому не было нужно на государственном уровне. Возили на своих машинах, работали, можно сказать, на чистом энтузиазме. А сейчас это стало предметом высокой политики. Эти вещи должны вернуться к нам, туда, где их нашли. Была разделена не только музейная коллекция, но и предметы. Мы нашли разрушенную деревянную чашу, из нее взяли самый красивый фрагмент и увезли на выставку в Голландию. Это просто дико! Один фрагмент там, а остальные здесь. И таких примеров там несколько.
Помимо золотых украшений, на выставку в Нидерланды отправилась еще одна уникальная находка из Усть-Альминского некрополя — китайские лаковые шкатулки, которые чудом сохранились, пролежав в земле две тысячи лет. Они стали настоящей сенсацией и впервые доказали, что Китай торговал с Римской империей, а Крым находился на торговом пути между Востоком и Западом. Шкатулки в 2008 г. отправили на реставрацию в Японию, в 2011 они были впервые показаны в Бахчисарайском музее. А уже через два года уехали на выставку в Германию, а затем — в Нидерланды. С тех пор жители полуострова их не видели.
И хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.
Главные находки — впереди!
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.
Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.