вторник, 15 ноября 2022 г.

Жизнь легендарного основателя даосизма Лао-цзы

 Имя Лао-цзы 老子 означает «Старый мудрец» или «Старый младенец». Вместе с Желтым императором Хуан-ди 黄帝 (легендарные даты жизни: 2711-2597), он считается основателем даосизма. Сведения о нем крайне скудны и недостоверны. Как писал синолог Д.Нидэм, Лао-цзы – «одна из самых темных фигур в китайской истории».

Наиболее ранние сведения о Лао-цзы содержатся в главе «Тянься» («Поднебесная») трактата «Чжуан-цзы» (предположительно IV в. до н.э.) и главе «Жизнеописание Лао-цзы» в «Исторических записках» Сыма Цяня (II в. до н.э.). Согласно им, настоящее имя Лао-цзы было Ли Эр, Лао Дань или Ли Бо-ян.

Считается, что он родился в самом конце VII века или VI веке до н.э. в деревне Цюйжэнь уезда Ку волости Ли царства Чу. Одно время занимал должность хранителя библиотеки в царстве Чжоу. Там состоялась его встреча с Конфуцием, который был младше его. Молодой Конфуций почтительно беседовал с ним и был восхищен его мудростью и знаниями. Однако современные исследователи сомневаются в вероятности такой встречи.

Затем Лао-цзы ушел со службы и поселился в уединении. В конце жизни, разочаровавшись в возможности реализации своего учения в Китае, на буйволе белой масти он отправился на Запад. На пограничной заставе его задержал начальник заставы по имени Инь Си (Гуань Инь-цзы). По его просьбе Лао-цзы написал трактат из двух частей «Дао-дэ-цзин» 道德经 («Канон о Пути и его благой силе»), где в сжатом виде изложил своё учение.

Однако современные исследователи, основываясь на текстологическом анализе, полагают, что автор «Дао-дэ-цзина» не мог жить ранее IV-III вв. до н.э.

В эпоху правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) Лао-цзы был объявлен существовавшим прежде Неба и Земли воплощением Дао. С этого времени берет традиция его почитания под именем Лао-цзюнь 老君 («Престарелый государь»). Согласно ей, Лао-цзы неоднократно воплощался на Земле в качестве мудрого наставника государей, в том числе и Желтого императора Хуан-ди 黄帝. В 165 году император Хуань-ди (132-168) приказал совершить жертвоприношение на родине Лао-цзы в уезде Ку, а год спустя – во дворце.

С началом распространения буддизма в Китае в первые века нашей эры, появилась доктрина «просвещения варваров (化胡 huà hú). Существует несколько её версий. Согласно одной из них, Лао-цзы проповедовал своё учение Будде, который видоизменил его. Согласно другой, Лао-цзы был отцом Будды.

В эпоху Шести династий (220-589) Лао-цзы, наряду с Изначальным Небесным владыкой (元十天君 yuán shí tiānjūn) и Небесным владыкой чудесной драгоценности (灵宝天君 língbǎo tiānjūn), стал почитаться как третья ипостась "Трех чистых" (三清 sān qīng).

В средние века Лао-цзы приписывалось авторство значительного числа канонических текстов «Дао цзан» 道藏 (Даосского канона). В эпоху Тан (618-907) почитание Лао-цзы приобрело особый размах: он был объявлен предком императоров правящей династии по фамилии Ли. По всему Китаю началось возведение святилищ, где совершали жертвоприношения в его честь, он наделялся различными титулами и званиями.

Двор даосского монастыря Дунъюэ 东岳 (храм Восточного пика), принадлежащего к направлению «Путь Истинного Единства», Пекин

Идеи Лао-цзы оказали огромное влияние не только на китайскую мысль, но и на всю мировую культуру. Об учении Лао-цзы я расскажу в других статьях.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Срединный Путь"! Впереди вас ждёт много интересных статей по истории, философии и культуре Китая!

Встреча Конфуция и Лао-цзы. С погребального рельефа ханьского времени


Комментариев нет:

Отправить комментарий