XV век - золотой век русской иконописи. В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. Основные школы живописи находились в Новгороде, Пскове и Москве. Феофан Грек повлиял, как на новгородскую, так и на московскую школы, заложив мощный фундамент для дальнейшего развития русской живописи.
Новгород
После XIII века, в котором Новгород должен был сражаться за свои земли, происходит всеобщий подъем: перестраиваются каменные стены и укрепления, возводятся новые церкви.
Новгородская школа живописи расширяет свои границы: религиозные образы пишутся более свободно, увеличивается число сюжетов, используются более светлые и яркие краски.
Местные художники работали в своих старых традициях, но, при этом, так же вдохновлялись работами византийской школы.
Васильевские врата (1336) были созданы для Софийского собора в Новгороде и позже увезены в Александровскую слободу Иваном Грозным (там они хранятся до сих пор). Техника выполнения этих ворот - золотая наводка. По сравнению с работами прошлого столетия, фигуры на воротах изображены легче, складки-сложнее, заметна усилилась динамика. До нас врата не дошли в первоначальном виде, они несколько раз разбирались и были укорочены.
Роспись Михаиловской церкви Сковородского монастыря не сохранилась до нашего времени. Она была разрушена во время Второй мировой войне. Роспись церкви являлась важным этапом в развитии новгородской школы живописи. Фигуры святых стали более изящными, тонкими и вытянутыми, художники, не боясь, сочетали оранжевую, желтую, фиолетовую и синюю краски.
Феофан Грек и его школа в Новгороде
Прибывший из Константинополя в 70х годах XIV века, Феофан Грек, практически сразу стал частью русской культуры.
В Византии в то время дела шли все хуже и хуже, работы для художников не хватало, поэтому лучшие мастера покидали Родину с целью найти хорошую работу.
Роспись церкви Спаса на Ильине улице - первая работа Феофана Грека, которая сохранилась (во фрагментарном виде) в России. Художник здесь подошел к написанию образов по-новому: каждая фигура с собственным внутренним движением прописана отдельно и по-разному расставлена в композиции.
Святые Агафон, Ной, Акакий, Мельхиседек, написанные Феофаном Греком напоминают реалистичные портреты. При этом все они имеют суровый лик и твердые помыслы, направленные к Богу.
Цвета, которые использовал Феофан довольно скромны: серебристо-фиолетовый фон, оранжево-коричневые лики святых, желтая, белая , розовая или зеленая одежды.
Невероятно точны и логичны блики, которые ставит в работах художник. Они добавляют динамики и живости каждому образу.
Церковь Федора Стратилата (1360-1361) была расписана в 1370-1380х годах. До сих пор не известно, была ли роспись создана Феофаном или новгородским художником - учеником.
В Новгороде было большое количество икон, написанных Феофаном и его учениками. До наших дней дошли две из них: двусторонняя икона Донской Богоматери ("Умиление" с одной стороны и "Успение"- с другой) и икона Спаса из церкви Фёдора Стратилата.
Линейно-графическое направление в живописи шло параллельно с феофановской школой. Художники этого направления работали в более абстрактной манере. К этой группе относятся: роспись церкви Спаса на Ковалеве и Благовещенская церковь в Городище.
"Деисус и молящиеся новгородцы" - икона, автор которой хотел отобразить образы местных жителей. Все они одеты в характерные тому времени одежды и выставлены с поднятыми вверх головами направленными к Деисусу (Христосу, Марие, Иоанну Предтече, архангелам и апостолу).
"Битва новгородцев с суздальцами" - икона второй половины XV века, на которой в трех частях изображено сражение и победа новгородцев над "врагами" из Суздали, которые были повергнуты благодаря Божьей помощи: во время нападения часть стрел, выпущенных суздальцами попала в икону Божьей матери, висящей над воротами Новгорода. Тогда Богоматерь разгневалась и ослепила суздальцев, дав возможность новгородцам одержать победу.
Интересно, что новгородские мастера иконописи в XV веке стали придавать образам христианских святых черты языческих богов. Так, например, Илья Пророк, был похож на древнеславянского бога Перуна-громовержца: Илья был изображен, поднимающимся в небо на красной колеснице. А Святые Флор и Лавр изображались как покровители лошадей. Святого Георгия и вовсе любили изображать в образе русского богатыря в плаще, со щитом и мечом, на коне, под копытами которого извивался дракон , похожий на Змея - Горыныча.
"Снятие со креста" и "Положение во гроб" - иконы XV века, созданные в соседних от Новгорода областях, написаны очень просто, при этом выразительно рассказывая происходящий сюжет.
в XVI веке после присоединения Новгорода к Москве новгородская живопись утрачивает местные черты и вливается в общерусское искусство.
Псков
Псков являлся самым крупным вольным городом после Новгорода. Ему также удалось избежать монгольского ига, сохранив свою культуру.
Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря созданы в 1313 году написаны в очень свободной и реалистичной манере, совмещают в себе веяние нового времени и старые традиции иконописи.
В иконе "Собор Богоматери" - присутствует смелое написание Богоматери, восседающей на розовом троне, фона из темно-зеленых горок и ангелов без крыльев, не встречающихся больше в русской иконописи. К похожим по написанию и цветосочетанию иконам можно отнести изображения святых Анастасии, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Псковской школе характерен определенный колорит с использованием темно-зеленого, светло-красного и белого цветов.
Москва
Москва довольно поздно "вошла" в историю. Поэтому она использовала накопленное другими городами культурное наследие, взятое по большей части у Владимиро-Суздальких земель.
В середине XIV века в Москве работали две артели художников: греки и русские. Первые расписывали старый Успенский собор, а вторые - церковь Спаса на Бору и церковь Иоанна Лествичника.
"Спас Ярое Око" - написано с ассиметричным построением силуэта и смелыми сочными бликами, при этом в образе еще остались черты старой школы XII - XIII веков.
"Борис и Глеб" - икона необычной узкой вертикальной формы. В ее темной палитре всё еще читается влияние византийской школы иконописи.
После Куликовской битвы в 80е годы XIV века начинается расцвет культуры в Москве, которая встала на путь объединения русских земель. В это время из Константинополя в Москву активно ввозились работы греческих мастеров: "Спас, ангелы, апостолы, праведники", "Распятие".
Фофан Грек стал известен и в Москве, так же как в Новгороде. На одной миниатюре Остермановского свода летописи XIV века мастера изобразили за написанием фрески перед толпой удивленных жителей Москвы.
Феофан со своими учениками расписал Архангельский собор в Кремле, а так же работал в Благовещенском соборе вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца. От феофановской школы русские мастера подчерпнули способность неограниченно фантазировать, передавать самые тонкие переживания души и сложность написания сюжета.
"Предста царица одесную тебе" - икона, хранящаяся в Успенском соборе. В этой иконе образ Христа, пришедший от южных славян, обретает царственную трактовку. Цветовая гамма и внешние облики Христа и Марии говорят о том, что икону писал не русский мастер, вероятнее всего это был серб. (В то время турки захватывали Сербию и Болгарию, поэтому на русской земле часто встречались эмигранты из этих стран.)
Книжная миниатюра
Рукописи XIV века украшались реалистичными рисунками с изображением различных сюжетов.
Выдающимися памятниками книжной миниатюры являются: Новгородское Евангелие , созданное в Новгороде в 1323 г. , Сийское Евангелие , выполненное в Москве в 1339 году, Евангелие Федора Кошки, выполненное в 1392 году Феофаном Греком, а также Евангелие Хитрово.
Все миниатюры выполнены в больших плоскостях, созданные в них образы близки к реальным. Русские мастера были прекрасно знакомы с византийскими миниатюрами, поэтому они создавали очень качественные и профессиональные работы, развивая обширную московскую школу миниатюры.
Андрей Рублёв возглавил Московскую школу живописи на рубеже XIV-XV веков. Андрей, возможно и не принимал участие в Куликовской битве, но точно был знаком с людьми, которые ощутили на себе победу над татарами. Это чувство безусловно повлияло на творчество мастера. Так же, как и феофановская школа оставила след в работах Рублёва.
В 1408 Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывают Успенский собор во Владимире. До нашего времени сохранились фрески их работы, находящиеся в западной части храма. Во фресках лёгкие мазки придают лицам бОльшую выразительность, а преобладающие светлые оттенки, даруют зрителю надежду на будущее. Темные очертания контура образов поражают своим динамичным сочетанием с ритмом архитектурных форм храма. На фресках изображены округлые русские лица, уже совсем далекие от суровых образов Феофана Грека.
Иконы с изображением Апостола Павла и Архангела Михаила из звенигородского Успенского собора принадлежат непосредственно Андрею Рублеву. Они сохранились до наших дней и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Там же находится и "Спас" Рублёва: икона с необыкновенным человечным образом Христа с добрым мягким взглядом.
До нашего времени не дошло ни одной подписанной Андреем Рублёвым или Даниилом Черным иконы. Так же на Руси активно использовался метод артели: когда над одним произведением работало сразу несколько мастеров: один писал фон, другой фигуру, третий-лицо и т.д. Вот почему крайне сложно на данный момент определить точную принадлежность работы.
Икона "Троица" (ок.1411 г.) считается самым прекрасным детищем Рублёва. "Троица" - часть большого и сохранившегося до наших дней иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Колорит иконы повторят цвета русского пейзажа. Никогда прежде еще в русской живописи не были использованы сочетания таких ярких оттенков зеленого, голубого и желтого.
В основе сюжета иконы "Троица" - библейская легенда о том, как к мужу и жене Аврааму и Сарре явились трое юношей, которых супруги накормили под сенью дуба мамврийского, догадываясь что перед ними воплощение святой Троицы.
В центре иконы - сам Христос, склонивший голову в знак принятия того, что он готов принести себя в жертву. Слева - Бог Отец, который вдохновляет сына на жертву. Справа Дух Святой - присутствует как утешитель. Все фигуры образуют круг и символизируют собой знак величайшей жертвы любви (по учению христианской церкви).
Московская школа XV века отличалась легкостью исполнения, глубиной содержания, динамичным контуром и гармоничным колоритом (полупрозрачные оттенки голубого, золотисто-зелёного, коричневого).
В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. XV век по праву можно назвать золотым веком русской иконы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий