вторник, 6 февраля 2024 г.

Феофан Грек и его друзья: интересная история русской живописи XIV-XV веков

 XV век - золотой век русской иконописи. В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. Основные школы живописи находились в Новгороде, Пскове и Москве. Феофан Грек повлиял, как на новгородскую, так и на московскую школы, заложив мощный фундамент для дальнейшего развития русской живописи.

Новгород

После XIII века, в котором Новгород должен был сражаться за свои земли, происходит всеобщий подъем: перестраиваются каменные стены и укрепления, возводятся новые церкви.

Новгородская школа живописи расширяет свои границы: религиозные образы пишутся более свободно, увеличивается число сюжетов, используются более светлые и яркие краски.

Местные художники работали в своих старых традициях, но, при этом, так же вдохновлялись работами византийской школы.

Васильевские врата (1336) были созданы для Софийского собора в Новгороде и позже увезены в Александровскую слободу Иваном Грозным (там они хранятся до сих пор). Техника выполнения этих ворот - золотая наводка. По сравнению с работами прошлого столетия, фигуры на воротах изображены легче, складки-сложнее, заметна усилилась динамика. До нас врата не дошли в первоначальном виде, они несколько раз разбирались и были укорочены.

Преображение. Клеймо Васильевских врат. 1336 г.

Роспись Михаиловской церкви Сковородского монастыря не сохранилась до нашего времени. Она была разрушена во время Второй мировой войне. Роспись церкви являлась важным этапом в развитии новгородской школы живописи. Фигуры святых стали более изящными, тонкими и вытянутыми, художники, не боясь, сочетали оранжевую, желтую, фиолетовую и синюю краски.

Иоанн Предтеча. Фрагмент росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря в Новгороде. 1360 г.

Феофан Грек и его школа в Новгороде

Прибывший из Константинополя в 70х годах XIV века, Феофан Грек, практически сразу стал частью русской культуры.

В Византии в то время дела шли все хуже и хуже, работы для художников не хватало, поэтому лучшие мастера покидали Родину с целью найти хорошую работу.

Роспись церкви Спаса на Ильине улице - первая работа Феофана Грека, которая сохранилась (во фрагментарном виде) в России. Художник здесь подошел к написанию образов по-новому: каждая фигура с собственным внутренним движением прописана отдельно и по-разному расставлена в композиции.

Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.

Святые Агафон, Ной, Акакий, Мельхиседек, написанные Феофаном Греком напоминают реалистичные портреты. При этом все они имеют суровый лик и твердые помыслы, направленные к Богу.

Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.

Цвета, которые использовал Феофан довольно скромны: серебристо-фиолетовый фон, оранжево-коричневые лики святых, желтая, белая , розовая или зеленая одежды.

Невероятно точны и логичны блики, которые ставит в работах художник. Они добавляют динамики и живости каждому образу.

Феофан Грек. Мельхиседек. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.

Церковь Федора Стратилата (1360-1361) была расписана в 1370-1380х годах. До сих пор не известно, была ли роспись создана Феофаном или новгородским художником - учеником.

Архангел Рафаил. Фрагмент росписи церкви Фёдора Стратилата в Новгороде XIV век

В Новгороде было большое количество икон, написанных Феофаном и его учениками. До наших дней дошли две из них: двусторонняя икона Донской Богоматери ("Умиление" с одной стороны и "Успение"- с другой) и икона Спаса из церкви Фёдора Стратилата.

Линейно-графическое направление в живописи шло параллельно с феофановской школой. Художники этого направления работали в более абстрактной манере. К этой группе относятся: роспись церкви Спаса на Ковалеве и Благовещенская церковь в Городище.

"Деисус и молящиеся новгородцы" - икона, автор которой хотел отобразить образы местных жителей. Все они одеты в характерные тому времени одежды и выставлены с поднятыми вверх головами направленными к Деисусу (Христосу, Марие, Иоанну Предтече, архангелам и апостолу).

 Деисус и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

"Битва новгородцев с суздальцами" - икона второй половины XV века, на которой в трех частях изображено сражение и победа новгородцев над "врагами" из Суздали, которые были повергнуты благодаря Божьей помощи: во время нападения часть стрел, выпущенных суздальцами попала в икону Божьей матери, висящей над воротами Новгорода. Тогда Богоматерь разгневалась и ослепила суздальцев, дав возможность новгородцам одержать победу.

Битва новгородцев с суздальцами. Икона. Новгородская школа. Середина XV века

Интересно, что новгородские мастера иконописи в XV веке стали придавать образам христианских святых черты языческих богов. Так, например, Илья Пророк, был похож на древнеславянского бога Перуна-громовержца: Илья был изображен, поднимающимся в небо на красной колеснице. А Святые Флор и Лавр изображались как покровители лошадей. Святого Георгия и вовсе любили изображать в образе русского богатыря в плаще, со щитом и мечом, на коне, под копытами которого извивался дракон , похожий на Змея - Горыныча.

Чудо о Флоре и Лавре. Икона. новгородская школа. Конец XV века

"Снятие со креста" и "Положение во гроб" - иконы XV века, созданные в соседних от Новгорода областях, написаны очень просто, при этом выразительно рассказывая происходящий сюжет.

Снятие с креста. Икона. Новгородская школа. Конец XV века

в XVI веке после присоединения Новгорода к Москве новгородская живопись утрачивает местные черты и вливается в общерусское искусство.

Псков

Псков являлся самым крупным вольным городом после Новгорода. Ему также удалось избежать монгольского ига, сохранив свою культуру.

Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря созданы в 1313 году написаны в очень свободной и реалистичной манере, совмещают в себе веяние нового времени и старые традиции иконописи.

Неизвестный святой. Деталь фремки в Соборе Светогорского монастыря близ Пскова. 1313 г.

В иконе "Собор Богоматери" - присутствует смелое написание Богоматери, восседающей на розовом троне, фона из темно-зеленых горок и ангелов без крыльев, не встречающихся больше в русской иконописи. К похожим по написанию и цветосочетанию иконам можно отнести изображения святых Анастасии, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Собор Богоматери. Икона. Псковская школа. XIV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Сошествие во ад. Икона. псковская школа. XIV век. Сакт-Петербург. Государственный Русский Музей

Псковской школе характерен определенный колорит с использованием темно-зеленого, светло-красного и белого цветов.

Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. Икона. XV век. Москва Государственная Третьяковская галерея
Троица. Икона. псковска школа. Конец XV - начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь Умиление. Икона 1я половина XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Москва

Москва довольно поздно "вошла" в историю. Поэтому она использовала накопленное другими городами культурное наследие, взятое по большей части у Владимиро-Суздальких земель.

В середине XIV века в Москве работали две артели художников: греки и русские. Первые расписывали старый Успенский собор, а вторые - церковь Спаса на Бору и церковь Иоанна Лествичника.

"Спас Ярое Око" - написано с ассиметричным построением силуэта и смелыми сочными бликами, при этом в образе еще остались черты старой школы XII - XIII веков.

Спас Ярое Око. Икона. Конец XIV - начало XV в. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

"Борис и Глеб" - икона необычной узкой вертикальной формы. В ее темной палитре всё еще читается влияние византийской школы иконописи.

Борис и Глеб на конях. Икона. Московская школа. Середина XIV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея

После Куликовской битвы в 80е годы XIV века начинается расцвет культуры в Москве, которая встала на путь объединения русских земель. В это время из Константинополя в Москву активно ввозились работы греческих мастеров: "Спас, ангелы, апостолы, праведники", "Распятие".

Фофан Грек стал известен и в Москве, так же как в Новгороде. На одной миниатюре Остермановского свода летописи XIV века мастера изобразили за написанием фрески перед толпой удивленных жителей Москвы.

Феофан со своими учениками расписал Архангельский собор в Кремле, а так же работал в Благовещенском соборе вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца. От феофановской школы русские мастера подчерпнули способность неограниченно фантазировать, передавать самые тонкие переживания души и сложность написания сюжета.

Интерьер Благовещенского собора Московского Кремля. Северо-западный угол. XVI в.

"Предста царица одесную тебе" - икона, хранящаяся в Успенском соборе. В этой иконе образ Христа, пришедший от южных славян, обретает царственную трактовку. Цветовая гамма и внешние облики Христа и Марии говорят о том, что икону писал не русский мастер, вероятнее всего это был серб. (В то время турки захватывали Сербию и Болгарию, поэтому на русской земле часто встречались эмигранты из этих стран.)

Предста царица одесную тебе. Новгородская школа. 2я половина XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Сербский мастер. Предста царица. Икона. Конец XIV в. Государственный Музей Московского Кремля

Книжная миниатюра

Рукописи XIV века украшались реалистичными рисунками с изображением различных сюжетов.

Выдающимися памятниками книжной миниатюры являются: Новгородское Евангелие , созданное в Новгороде в 1323 г. , Сийское Евангелие , выполненное в Москве в 1339 году, Евангелие Федора Кошки, выполненное в 1392 году Феофаном Греком, а также Евангелие Хитрово.

Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. Москва. Библиотека Российской академии наук

Все миниатюры выполнены в больших плоскостях, созданные в них образы близки к реальным. Русские мастера были прекрасно знакомы с византийскими миниатюрами, поэтому они создавали очень качественные и профессиональные работы, развивая обширную московскую школу миниатюры.

Феофан Грек. Инициал из Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки. Конец XIV в.
Ангел. Миниатюра Евангелия Хитрово. Начало XV в. Москва Государственная российская библиотека

Андрей Рублёв возглавил Московскую школу живописи на рубеже XIV-XV веков. Андрей, возможно и не принимал участие в Куликовской битве, но точно был знаком с людьми, которые ощутили на себе победу над татарами. Это чувство безусловно повлияло на творчество мастера. Так же, как и феофановская школа оставила след в работах Рублёва.

Андрей Рублёв. Страшный суд. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408 г.

В 1408 Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывают Успенский собор во Владимире. До нашего времени сохранились фрески их работы, находящиеся в западной части храма. Во фресках лёгкие мазки придают лицам бОльшую выразительность, а преобладающие светлые оттенки, даруют зрителю надежду на будущее. Темные очертания контура образов поражают своим динамичным сочетанием с ритмом архитектурных форм храма. На фресках изображены округлые русские лица, уже совсем далекие от суровых образов Феофана Грека.

Андрей Рублёв. Апостол Матфей. Фреска из сцены Страшный суд Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Иконы с изображением Апостола Павла и Архангела Михаила из звенигородского Успенского собора принадлежат непосредственно Андрею Рублеву. Они сохранились до наших дней и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Там же находится и "Спас" Рублёва: икона с необыкновенным человечным образом Христа с добрым мягким взглядом.

Андрей Рублёв. Архангел Михаил из Деисусного чина. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв. Спас. Икона. Фрагмент. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея

До нашего времени не дошло ни одной подписанной Андреем Рублёвым или Даниилом Черным иконы. Так же на Руси активно использовался метод артели: когда над одним произведением работало сразу несколько мастеров: один писал фон, другой фигуру, третий-лицо и т.д. Вот почему крайне сложно на данный момент определить точную принадлежность работы.

Андрей Рублёв и Дании Чёрный. Святой Макарий Египетский. Фрагмент фрески в Успенском соборе. Владимир. 1408 г.
Андрей Рублёв. Шествие праведных жен. Из сцены Страшный суд. Фреска н аюжном столбе центрального нефа в Успенского соборе. Владимир. 1408 г.

Икона "Троица" (ок.1411 г.) считается самым прекрасным детищем Рублёва. "Троица" - часть большого и сохранившегося до наших дней иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Колорит иконы повторят цвета русского пейзажа. Никогда прежде еще в русской живописи не были использованы сочетания таких ярких оттенков зеленого, голубого и желтого.

Андрей Рублёв. Троица ветхозаветная. XV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В основе сюжета иконы "Троица" - библейская легенда о том, как к мужу и жене Аврааму и Сарре явились трое юношей, которых супруги накормили под сенью дуба мамврийского, догадываясь что перед ними воплощение святой Троицы.

В центре иконы - сам Христос, склонивший голову в знак принятия того, что он готов принести себя в жертву. Слева - Бог Отец, который вдохновляет сына на жертву. Справа Дух Святой - присутствует как утешитель. Все фигуры образуют круг и символизируют собой знак величайшей жертвы любви (по учению христианской церкви).

Андрей Рублёв. Апостол Павел. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Московская школа XV века отличалась легкостью исполнения, глубиной содержания, динамичным контуром и гармоничным колоритом (полупрозрачные оттенки голубого, золотисто-зелёного, коричневого).

В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. XV век по праву можно назвать золотым веком русской иконы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий